1.1.Изучение разнообразия типичных (коренные растения природной флоры данной местности) и нетипичных (некоренные, несвойственные для данной территории) деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования
1.1.1. Экологический проект « Здравствуй, берёза!»
смотреть ссылку https://disk.yandex.ru/d/zl9GRcS95YgUsQ
Актуальность проекта. Проблема экологического воспитания дошкольников очень актуальна. Наблюдения за детьми во время самостоятельных игр на прогулке показывают, что дети порой негуманно относятся к природе. И очень важно учить ребенка с раннего детства понимать красоту природы, воспитывать положительный опыт общения с природой, доброту, человечность.
Цель проекта: Развивать у детей познавательный интерес к природному объекту – дереву, воспитывать любовь к природе, уважительное и заботливое отношение к ней.
Задачи:
1. Закрепить представления детей о берёзе, её особенностях и отличиях от других деревьев.
2. Закрепить представления о необходимости правил поведения в процессе взаимодействия с растениями в природной среде.
3.Воспитывать эмоционально-положительное и эстетическое отношение к природе.
Целевая группа: воспитанники старшей группы 5-6 лет
Ожидаемый результат:
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы, желание любоваться красотой природы; формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
Сроки реализации: 3 дня, краткосрочный
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный. Постановка цели и разработка содержания проекта.
2.Основной.
Беседа с воспитанниками «В гости к Ёжику».
Наблюдение за березами на прогулке:
- Знакомство с березой.
- Игра «Узнай дерево».
- Народные приметы про березу.
- Игра «Разные листочки».
- Загадка про берёзу.
- Трудовая деятельность./Приложение 1/.
Экскурсия по территории детского сада:
- Отгадывание загадок про березу «Отгадай мою загадку».
- Художественное слово.
- Рассматривание картинок деревьев.
- Беседа.
- Дыхательное упражнение «Ветерок».
- Дидактическая игра «Найди листок, какой покажу».
- Физкультминутка «Березонька».
- Народные приметы и пословицы про березу. /Приложение 2/
Работа с родителями.
- Информационное сообщение для родителей «Экологическое воспитание детей в семье». /Приложение 3/.
- Выставка рисунков./Фото 1/.
Занятие
- Чтение стихотворения С. Есенина «Белая береза».
- Беседа по прочитанному произведению.
- Рассматривание слайдов про березу.
- Дидактическая игра «Сложи картинку».
- Физкультминутка «Березка».
- Коллективная аппликация «Береза»./Приложение 4/.
3. Заключительный этап
Развлечение «Во поле береза стояла»
- Хоровод вокруг березы. (под музыку «Во поле береза стояла»).
- Инсценировка «Лесные музыканты».
- Чтение стихов про березу.
- Игра «Жмурки с Петрушкой».
- Отгадывание загадок про деревья./Приложение 5/.
Исследовательская деятельность
- Обследование территории детского сада.
- Отражение в плане.
- Подсчет количества берез./Приложение 6/.
Практический материал
Приложение 1
Прогулка
Беседа.
Цель: Развивать у детей познавательный интерес, вызвать интерес к конкретному объекту – дереву.
(Группа разделена на 2 части, на одной половине стоят стулья для детей, на другой стороне стоит домик, деревья, стульчик, а на нем сидит ёжик. Возле домика ёжика береза). Дети сидят на стульях.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Ребята, сегодня на почту детского сада пришло какое-то необычное странное письмо (показывает большой конверт с большой печатью). Ребята, прочитаем его?
Дети: Да, прочитаем.
Воспитатель: (читает). «Здравствуйте, ребята! Я живу в лесу. Меня зовут Ёжик. Сегодня, когда я проснулся и вышел на улицу, увидел возле своего дома необычное дерево, такое дерево я еще никогда раньше не видал. Помогите мне пожалуйста узнать, что за дерево выросло возле моего дома. Ваш Ёжик.»
Воспитатель: Ну что же, ребята, поможем Ёжику?
(Воспитатель с детьми подходят к домику ёжика, здороваются.)
Воспитатель:Показывай, ёжик, что за чудо дерево у тебя выросло, мы с ребятами пришли тебе помочь. (Ёжик показывает березу)
Ребята, вы догадались, какое это дерево?
Дети: Это береза.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Потому что ствол белый и с черными черточками.
Воспитатель: Правильно береза единственное дерево в мире с белой корой. Красавицу березу можно встретить в лесу и в поле. Она украшает городские парки. Береза – любимое дерево народа. Ни об одном дереве не сложено столько стихов и песен, сколько о березе. Приятно гулять в березовой роще в любую погоду и в любое время года. Цветы березы напоминают сережки. Семена похожи на маленькие золотистые чешуйки, которые ветер переносит на огромные расстояния. Березу любят не только за красоту. Очень давно, когда люди еще не научились производить бумагу, они писали на бересте (т.е. на березовой коре). Эти берестяные грамоты, пролежав в земле 700-800 лет, дошли до нас целыми и невредимыми, и ученые прочитали их. Из древесины березы изготавливают мебель, деревянную посуду. Из веток плетут корзины и делают веники. Березовый веник в бане все хвори выгоняет из больного человека. Из березовых почек изготавливают лекарство от многих болезней. Сжигая березу, люди обогреваются, а из остывших углей делают активированный уголь, который используют для очистки воды и воздуха. Сок у березы вкусный и полезный. А сколько грибов растет в березовом лесу! Как видите, береза людей и кормит, и поит, и лечит, и обогревает, и радует своей красотой.
Наблюдение за березами.
Цель: Развивать умения узнавать и называть деревья, растущие на территории детского сада. Закреплять представления о строении деревьев.
Ход беседы:Посмотрите на деревья, которые растут на территории детского сада, вокруг него. Кто знает, какие это деревья?(берёза, тополь, каштан, клен, ива) Что есть у деревьев? (У деревьев есть ствол, ветки.) Где береза? По каким приметам определили, что это березка? (Ствол белый.). Показать детям, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево.
Предложить детям подойти к берёзе, потрогать её ствол, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть листья, какой формы, цвета.
- Деревья всегда нуждаются в нашей с вами заботе, но еще больше надо беречь их зимой: не обламывать веток, не играть около дерева, ветки у деревьев зимой очень хрупкие.
Наблюдение: рассматривание листьев с разных деревьев (обратить внимание на сходства и различия).
Игра«Узнай дерево». Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе беги!» - они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу. Один ответит, что у березы белый ствол; другой – что у нее есть «серёжки»; третий – что листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые.
Народные приметы: Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.
Отгадать загадку:
Живет красотка на поляне,
В бело-черном сарафане,
Сережки носит, их бережет,
Кто дерево мне это назовет. (Берёза)
Трудовая деятельность: сбор опавших веток на участке, уход за поломанными ветками.
Приложение 2
Экскурсия на станцию «Белая берёза»
Цель:Развивать умения узнавать и называть деревья по строению листьев, веток (тополь, берёза, клён, ель); закреплять представления об отличительных признаках берёзы; воспитывать желание любоваться красотой берёзы.
Воспитатель: Сегодня мы проведём экскурсию, к одному из самых красивых деревьев! А что бы узнать, что это за дерево, я предлагаем вам отгадать загадки:
1. Не заботясь о погоде, 2. Клейкие почки,
В сарафане белом ходит, Зеленые листочки.
А в один из теплых дней, С белой корой
Май сережки дарит ей. Стоит под горой.
Воспитатель: Вот молодцы, теперь, вы сами узнали, к какой станции экологической тропы мы сегодня пойдём.
Очень много стихотворений поэты посвятили этому дереву. Посмотрите, как отразил в стихотворении образ зимней березы русский поэт С.Есенин.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
И стоит береза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне.
Воспитатель: Посмотрите на картинки и скажите, чем отличается береза от всех остальных деревьев, например, от ели, тополя? (У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у клена и ели- коричневый ).
Воспитатель: Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? (БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза)
Воспитатель: Береза - единственное в мире дерево с белой корой.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ).
Воспитатель: А давайте мы тоже, как березы подышим (дыхательное упражнение).
ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Давайте рассмотрим ветви (показывает ветки тополя и берёзы). Потрогайте их и сравните. У тополя ветви прочные, крепкие, а у березы? (ветви тонкие, гибкие, нежные).
Воспитатель: Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят? (Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются).
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на листья(показывает листья). Они одинаковые? (Разные. Лист тополя круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками).
Воспитатель: Теперь посмотрим, можете ли вы отличить листья березы от других деревьев.
Д/игра «Найди листок, какой покажу».
Воспитатель: Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.
Воспитатель: Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека.
Физкультминутка «Березонька».
(Все движения выполняются плавно)
Береза моя, березонька (движение правой рукой в сторону – вверх),
Береза моя кудрявая! (То же левой рукой.)
Стоишь ты, березонька (поднять руки вверх),
Посреди долинушки (опустить руки).
На тебе, березонька (руки вытянуть вперед, ладошки вверх),
Листья зеленые (опустить руки).
Трава шелковая (движение руками вправо – влево).
Вокруг тебя, березонька (поднять туловище),
Девицы красные (движение головой вправо – влево)
Венки вьют-плетут (вращение руками перед собой).
Воспитатель: Символ берёзы отражался в народных приметах! Вот, например:
Из берёзы весной течёт много сока — к дождливому лету.
Если на берёзах много серёг — к урожаю гороха.
Когда лопаются серёжки у берёз — время сеять хлеб.
Сей овёс, когда берёзовый лист станет распускаться.
Воспитатель: А также символ берёзы отражался и в пословицах:
Берёза не угроза: где стоит, там и шумит
Берёза, да разуму учит
Воспитатель: И закончить нашу экскурсию хотелось бытёплыми строчками:
Белая берёза, я тебя люблю
Протяни мне ветку нежную свою.
Без любви, без ласки пропадаю я,
Белая берёза, милая моя.
Приложение 3
Работа с родителями.
Информационное сообщение
«Экологическое воспитание детей в семье»
Работа по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения и семьи. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – деятельность человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Поэтому мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира. Можно предложить детям наблюдения в природе и задания типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката. И если подобное предлагать регулярно, то они научаться слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами – одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».
Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Для этого необходимо учить детей тому, как вести себя в природе. Нормы поведения должны быть усвоены каждым как таблица умножения.
Уважаемые родители! Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к растениям и животным, учите их правильно вести себя в лесу, в поле, у водоемов. Запомните правила!
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
- В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Охранять не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.
- Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать и разорить хищники.
- Если у тебя есть собака, не бери её в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.
- Не лови и не уноси домой птенцов птиц и детёнышей зверей.
- Не забывайте о том, что растения дают убежище животным.
- Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.
Одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать. Общеизвестно, что 80 процентов черт характера ребенка закладывается в семье. Экологическое воспитание будет действенно только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле!
Приложение 4
Интегрированное занятие для детей старшей группы 5-6 лет по образовательным областям: художественная литература, изобразительное искусство (аппликация)
Программные задачи: формировать умения понимать эмоционально-образное содержание литературного произведения; развивать умение создавать предметную аппликацию; воспитывать эмоционально-позитивное отношение к произведениям художественной литературы.
Предварительная работа: экскурсия, наблюдение беседа
Оборудование и материалы: ватман, ножницы по количеству детей, цветная бумага, мультимедиа, дид. игра «Сложи картинку»
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и представим себе красивое дерево, у которого тонкий белый ствол с чёрными чёрточками, красивая крона с ветвями и маленькими зелёными листьями.
Все представили, а теперь откройте глаза, и скажите, какое дерево мы представили? Конечно – это берёза!
А сейчас я прочитаю вам стихотворение великого русского поэта Сергея Есенина «Белая берёза».
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Беседа по стихотворению
-Кто автор?
-О чем стихотворение?
-Какие слова использует автор, чтобы показать красоту березы?
-Какое время года?
-Давайте вспомним, как выглядит береза в разные времена года.
Рассматривание слайдов.
Дети совместно с воспитателем рассматривают картинки с изображением березы в разные времена года.
Физкультминутка «Березка»
Мы березку посадили, (Выпрямиться за столом.)
Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (Встать за столом.)
К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)
А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) —
И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)
Дидактическая игра «Сложи картинку»
Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей (собрать картинку березы).
Аппликация «Береза» (коллективная работа)
На ватмане нарисован макет березы, дети вырезают листья березы из цветной бумаги, с помощью кисточки и клея аккуратно наклеивают листочки на березу.
Приложение 5
Развлечение «Во поле береза стояла»
Цель:Вызвать положительный эмоциональный отклик на музыкальную деятельность.
Место проведения: на улице около берёзы
Оборудование: ленты, маски животных (медведь, заяц, мышка), детские музыкальные инструменты.
Ведущая:
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками!
Мы вокруг березки
Встанем в хоровод,
Радостно и звонко
Каждый запоет!
Хоровод вокруг березки с лентами под запись «во поле берёзонька стояла».
Ведущая:
К березке ближе подойдем
И ветки лентами завьем.
Ведущая и дети под музыку украшают березку разноцветными лентами.
Белая березонька,
Ходи с нами гулять.
Ходи с нами гулять,
Лето встречать.
Ведущая:Ветками березка машет на опушке,
И привет шлют нам милые зверюшки!
Инсценировка «Лесные музыканты»
Ведущая: Собрались музыканты на лужок,
Принесли музыканты- кто гармошку, кто рожок.
Под мелодию народной песни к березке подходят участники инсценировки.
Сколько музыкантов- столько и талантов!
Мышка: Мышка на пригорке пляшет возле норки,
Колокольчиком звенит, всех в округе веселит!
Мышка звонит в колокольчик и приплясывает.
Кошки: Две веселых кошки взяли в лапы ложки,
Деревянные, резные, звонкие да расписные!
Играют на ложках.
Медведь: Если в бубен бьет медведь,
Бубну как не зазвенеть!
Станет бить комар в него-
Не услышишь ничего!
Бьет в бубен.
Заяц:Бом-бом, бам- бам!
Заяц сел за барабан!
Заиграл- и в тот же час
Все вокруг пустились в пляс!
Играет на барабане.
Ведущая: Сели звери все рядком,
Заиграли ладком.
Выходите, малыши,
Попляшите от души!
Свободная пляска под аккомпанемент оркестра.
Поплясали дружно- отдохнуть всем нужно.
(ведущая предлагает прочесть стихи о березе)
На игрушечной лошадке- палочке въезжает Петрушка.
Петрушка: А вот и ребятишки!
Здорово, парнишки!
Здорово, девчушки,
Резвушки- хохотушки!
Я- ваш знакомый, Петрушка! Пришел вас позабавить да потешить. А что, хороша ли у меня лошадь? (показывает).
Ведущая и дети хвалят лошадку.
Ведущая:А хочешь, Петрушка, мы тебе песенку про березку споем?
Петрушка хвалит детей.
Петрушка: Ну- ка, где мой платочек?! (Достает платок и завязывает себе глаза). Вот так я ее ловил, с завязанными глазами.
Ведущая: Ребята, давайте пошутим с Петрушкой! Будем цокать, скакать и в лошадки играть. Пусть попробует Петрушка свою лошадку отыскать!
Игра «Жмурки с Петрушкой». В конце игры Ведущая подает Петрушке его лошадь.
Петрушка:Наконец ее поймал!
Ох, запыхался, устал.
Сяду под березкой, отдохну
Да послушаю тишину!
Садится под березкой. Загадывает загадки про деревья.
Ведущая:Пора и нам с березонькой прощаться
И в детский садик возвращаться.
Приложение 6
Исследовательская деятельность «Составь план»
Цель: найти и отметить на план-схеме территории детского сада расположение берез, посчитать их количество.
Дети совместно с воспитателем обходят территорию детского сада, находят березы и отмечают их местоположение на плане. Затем подсчитывают их количество. Всего 18 берез.
Клеванович Л.Н., воспитатель дошкольного образования
раскрыть » / « свернуть