«По страницам Красной книги»
Программное содержание:
- формировать умение детей составлять предложения по графическим схемам;
- формировать умение образовывать сложные слова из двух простых;
- упражнять детей в умении грамматически правильно изменять существительные с помощью суффиксов, придавая другой смысловой оттенок слову (барсук- барсучок - барсучище);
- упражнять детей в подборе слов наиболее точно обозначающих признаки и качества предметов;
- совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать четкость дикции;
развивать разговорную речь, умение отвечать на вопросы воспитателя, использовать в речи рассуждения, объяснения;
- закреплять представления детей о растениях, животных и птицах занесенных в Красную книгу РБ;
- воспитывать ответственное и бережное отношение ко всем живым существам.
Предварительная работа с детьми: рассматривание энциклопедической литературы о животных и растениях Беларуси; беседы с детьми о Красной книге, о редких животных; рассматривание открыток «Беловежская пуща» и «Березинский заповедник»; знакомство со схематичным изображением предлогов в схемах, графическими схемами для составления предложений.
Оборудование: иллюстрации Красной книги Республики Беларусь; разрезные картинки цветов (ландыш, подснежник, кувшинка, колокольчик); прищепки, микрофон, графическая схема загадки про книгу; картинки с изображением зверей и птиц; схемы составления предложений.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я вам принесла показать, что-то интересное. Но вначале отгадайте загадку (графическая схема загадки)
С листочками, а не дерево.
Не рубаха, а сшита.
Не человек, рассказывает.
- Правильно, ребята! Это книга. Но мы сегодня познакомимся с необычной книгой. Это Красная книга. А кто знает, что это за книга? (Ответы детей)
Почему эту книгу называют «красной»? (Потому что красный цвет –это цвет опасности.) Правильно, ребята! Красный цвет предупреждает нас: «Стой! Остановись!» Среди птиц, насекомых, растений, деревьев и цветов есть такие, которых осталось совсем мало, они исчезают. В Красной книге представлены растения и животные, которые исчезают в природе и нуждаются в охране. О них мы сегодня и поговорим.
Откроем первую страницу книги и познакомимся с растениями, которые в нее занесены.
Дидактическая игра «Сложи цветок»
-Для того, чтобы узнать, какие растения занесены в Красную книгу, мы должны разделиться на группы. Пусть каждый возьмет себе карточку с определенной фигурой. Теперь, объединитесь, в соответствии с вашей фигурой в группы и возьмите конверт с такой же фигурой. Достаньте содержимое конверта и постарайтесь сложить части так, чтобы получилась картинка. Что у вас получилось? (Ландыш, подснежник, кувшинка, колокольчик.) Молодцы! Мы с вами узнали и запомним какие растения занесены в Красную книгу.
Игровое упражнение «Какие цветы?»
- Давайте скажем, какие у нас цветы? (Красивые, нежные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, маленькие, полевые, лесные.)
Какие прекрасные комплименты у нас получились!
Дидактическая игра «Хорошо - плохо?»
- Ребята, как вы думаете, сорванный цветок – это хорошо или плохо? (И хорошо, и плохо.)
В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Наполняет его приятным ароматом. Дарит радость, хорошее настроение.)
В чем плохое? (Сорванные цветы быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов – пчелам неоткуда будет собирать нектар. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы.)
Чего же больше в том, что мы срываем цветы: хорошего или плохого? (Плохого.)
Да, ребята! Вы правильно сказали: когда мы срываем цветы – они быстро гибнут. Давайте будем лучше любоваться цветами на лугу, в поле, в лесу, на клумбах.
А теперь немного отдохнем.
Физкультминутка «Цветы»
Раз –два-три выросли цветы(сидели на корточках, встают)
К солнцу потянулись высоко:(тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево -
вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись.(наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай!(грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут, ( медленно приподнимают руки
Детям радость принесут! вверх, раскрывают пальчики.)
- Мы немного отдохнули, пора заглянуть на вторую страницу нашей Красной книги и познакомимся с животными, которые в нее занесены.
Дидактическая игра «Разгадай по силуэтам животных»
- Посмотрите на картинку и назовите зверей по силуэтам. (Зубр, рысь, медведь, заяц, бобр, барсук.)
- Вы очень внимательные, ребята. Узнали всех животных занесенных в Красную книгу.
Дидактическая игра «Один - много» (с мячом)
- Ребята, я называю одно животное, а вы скажите, как назвать много таких животных.
Барсук – много барсуков; рысь - …; медведь, бобер, заяц, зубр.
Молодцы, ребята!
Дидактическая игра «Маленький – большой»(с мячом)
- А теперь, представьте, что животное было маленьким, а потом стало большим. Назовите его.
Барсук – барсучок – барсучище,
Зубр – зубренок – зубрище,
Рысь – рысенок – рысище,
Медведь – медвежонок –медведище,
Заяц – зайчонок – зайчище.
Проговаривание скороговорки
Рассердившись, рысь рычит –
Подобревши, рысь урчит.
Переворачиваем еще одну страницу Красной книги и знакомимся с птицами, которые занесены в Красную книгу.
Ребята, посмотрите, какие это птицы. Назовите этих птиц? (Сова, дятел, черный лебедь, орел.)
А теперь я хочу загадать вам загадку, послушайте
Эта птица на крыше гнездо себе вьёт,
Людей не боится,им счастье несет.
Птенцов своих будет нежно учить
Как безмятежно в небе парить
Как величаво по полю ходить
Как радость родимой сторонке дарить
С нами простится осенней порой
Чтобы вернутся ранней весной (аист)
(Появляется) аист на экране)
- Мы знаем,что эта красивая и величавая птица. Аист - один из символов нашей Родины, Беларуси. А давайте поиграем с аистом
Упражнение “Скажи одним словом”( с мячом)
У аиста красные ноги,он какой? (красноногий)
У аиста черные ноги,он какой (чернокрылый)
У аиста красный клюв,он (красноклювый)
У аиста длинный клюв,он (длинноклювый)
У аиста черные глаза,он (черноглазый)
У аиста длинный хвост,он (длиннохвостый)
Аист любит тепло,он (теплолюбивый)
У аиста белая голова,он (белоголовый)
У аиста длинная шея,он (длинношеий)
У аиста белая грудь,он (белогрудый)
Дидактическая игра “Составь предложение по схеме”
Дети возьмите по одной карточке и составьте предложения по схеме.
Орел летит над лесом.
Под кустом сидит заяц.
В реке живет бобер.
Рысь бежит за зайцем.
На дереве сидит сова.
Лебедь плывет по реке.
Зубр спрятался между деревьями.
Сова ночью спит в дупле.
Молодцы, ребята! Все правильно составили предложения.
Дидактическая игра с микрофоном “Я знаю”
А теперь давайте вспомним растения, птиц, зверей из Красной книги.
Каждый ребенок начинает свой ответ словами: “Я знаю животных и растения из Красной книги. Это..” (Дети передают микрофон по кругу и называют животных, растения, птиц.)
-Молодцы, ребята! Давайте же мы свами будем любить и беречь все живое.
Итог занятия.
Вот и закончилось наше знакомство с Красной книгой. Что вам, ребята, больше всего понравилось? Какие задания были самыми трудными?О чем вы расскажете своим родителям вечером? О чем вы еще хотели бы узнать?
раскрыть » / « свернуть